На протяжении многих веков в России существовала добрая традиция духовного попечения о заключенных, пребывающих в местах лишения (ограничения) свободы. На несколько десятилетий эту традицию заботы об узниках, пребывающих в местах принудительного содержания, прервало безбожное время. Сегодня институты тюремного духовенства существуют в большинстве стран мира, где имеются специальные структуры, содействующие обеспечению прав и религиозных свобод заключенных в местах лишения (ограничения) свободы. Положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института тюремного духовенства способно принести пользу государству и обществу.
Сегодня в местах лишения свободы священнослужители традиционных для России религий участвуют в духовно-нравственном воспитании заключенных. В то же время необходимо оговориться, что места принудительного содержания лиц, имеющих проблемы с законом, не должны становиться полем для прозелитизма – целенаправленного и сознательного перетягивания верующих одного вероисповедания в другое. Прозелитизм и православное миссионерство не имеют ничего общего между собой. Полагаю, что в рядах тюремных капелланов, духовно окормляющих заключенных под стражу, должны трудиться только те представители религиозных организаций, члены которых по той или иной причине оказались за тюремной оградой.
Мы верим, что деятельное служение духовенства в местах лишения (ограничения) свободы обратит многих заключенных к Богу, послужит их духовному возрождению и поможет сократить среди них количество случаев суицида, унижения достоинства человеческой личности и других противоправных действий.
Христианское тюремное служение в прошлом и настоящем основывается на евангельских словах Спасителя: «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36). В Священном Писании Господь Иисус Христос призывает всех нас к служению нашим ближним, находящимся в узах заключения и в «горьких работах сущим». Поэтому главной и самой основной задачей Синодального отдела тюремного служения является содействие оказанию духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения (ограничения) свободы.
Русская Православная Церковь по всей стране проявляет заботу о нравственном возрождении и духовном просвещении населения России и осуществляет свою миссию среди всех слоев российского общества, готового воспринимать голос Церкви на основе свободного самоопределения. Поэтому в местах лишения свободы Церковь обязана осуществлять не только духовно-нравственное воспитание заключенных, но и духовное окормление сотрудников уголовно-исполнительной системы, исповедующих принадлежность к Православию, заботиться об организации для слушателей учебных заведений Федеральной службы исполнения наказания России системы религиозного образования (факультативно) при участии священнослужителей и преподавателей духовных школ Русской Православной Церкви.
Догматико-каноническое учение о Церкви не может сужаться до понятия «Церковь для заключенных». Церковь объединяет всех верующих во Христа и исповедующих Его Богом и Спасителем. Это предполагает доступность Церкви в местах лишения свободы не только для заключенных, но и для всех верующих сотрудников УИС. Подобные представления об ограниченности церковной ограды были свойственны в Римской империи аристократам – язычникам, которые в течение первых трех веков до утверждения христианства государственной религией именовали его «церковью рабов». Двери православных храмов в местах лишения свободы должны быть открыты не только для заключенных, но и для всех православных сотрудников УИС, и для всех родственников заключенных, которые должны иметь возможность пойти в храм, чтобы помолиться Богу.
В настоящее время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни в стране, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило, причисляют себя к Православию, точнее к носителям православной культуры. При этом большинство из них не посещали храмы на свободе. Они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви. Однако сегодня, благодаря работе тюремных священнослужителей, в течение последних десяти лет в местах лишения (ограничения) свободы от 8% до 10% заключенных обрели веру в Бога, которые являются членами религиозных общин и регулярно посещают тюремный храм.
Согласно статистике около 1100 православных священников в Российской Федерации посещают учреждения УИС на временной, а некоторые и на постоянной основе. В исправительных учреждениях ФСИН России функционирует 471 тюремный храм и 466 молитвенных комнат для заключенных. Действует 789 православных религиозных общин, которые объединяют 73117 осужденных. Организовано 265 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных. На занятиях изучается Закон Божий, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной музыки. При этом проблема заключается в том, что даже эти 8% – 10% заключенных оказываются никому не нужными, когда выходят на свободу. В нашей стране нет центров ресоциализации, помогающих освободившимся заключенным, утратившим социальные связи с гражданским обществом во время заключения, вновь вернуться к нормальной жизни. Заключенный, отбыв срок наказания и выйдя на свободу, начинает ощущать себя человеком, утратившим социальные отношения с обществом – то есть ощущает себя вне гражданского общества и, нередко, снова оказывается в руках криминальных структур. Необходимо помочь человеку, заключенному в узы, но обратившемуся к вере в Бога сохранить в себе социализацию как способность возвращения в гражданское общество, чтобы стать законопослушным гражданином страны.
Важно помнить, что евангельское учение о жертвенной любви побуждает каждого из нас оказывать своему ближнему не только духовную помощь, но и помогать ему материально по мере сил и возможностей. Поэтому православное тюремное служение предполагает не только личное милосердие христианина к заключенным, но и широкую социальную работу среди них.